?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Первый учитель Новой Кармалы
третий
erisow

Алексей Павлович Охотин (1879--1937)


Родился 13 марта 1879 г. в эрзянском селе Старая Малыкла Ставропольского уезда Самарской губ. в семье протоиерея Павла Петровича Охотина. Женат на Марии Владимировне Охотиной (22 марта 1885 г.--1978 г.), урождённой Ивановой.
Закончил Самарскую духовную семинарию в 1901 году. С 7 сентября 1901 года служил псаломщиком и учителем в селе Старая Куликовка. Рукоположен в сан священника 5 декабря 1902 года в селе Тяглое Озеро Николаевского уезда. Тогда же перемещён в село Новую Кармалу Самарского уезда, где прицеркви Александра Невского, ещё с конца 1891 года,  была открыта смешанная церковно-приходская школа(ЦПШ).
С декабря 1902 года по ноябрь 1909 года был заведующим и законоучителем Ново-Кармалинской церковно-приходской школы. Одновременно учительствовал в ЦПШ села Старая Куликовка.
В 1903-1904 годах он был катехизатором. С ноября 1909 года был заведующим и законоучителем Ново-Малыклинской и Ямбиковских церковных школ.
С января 1910 года состоял законоучителем в Ново-Малыклинской двухклассной школе.М.Н.П.
В январе 1905 года ему было преподано архипасторское благословение, 31 марта 1908 года он был удостоен набедренника, в августе 1908 года преподано благословение Святейшего Синода.  
Получал в год 1040 рублей в год. Из них жалованье из казны –300 руб. От прихожан – 355 руб., из пожертвований – 107 руб., доход от церковной земли – 64 руб., за преподавание – 180 руб. + ещё 30 руб.
Перемещён в село Новая Малыкла Ставропольского уезда 26 ноября 1909 года.
В начале 1930-х годов служил в Никольской церкви г. Мелекесса. Несколько раз арестовывался. Осуждён 21 ноября 1937 г. постановлением тройки при УНКВД по Куйбышевской области, как участник «мелекесской контрреволюционной группы духовенства». Расстрелян в Ульяновске 14 декабря 1937 году.
Имел шестерых  детей:
•    Нина Алексеевна Охотина (30 октября 1905 г.--1987, Тольятти), в замужестве Полевая, бухгалтер. Потомки в     Тольятти.
•    Ревекка Алексеевна Охотина (13 мая 1907 г.--не ранее 1930 г.)
•    Лев Алексеевич Охотин (23 августа 1909 г.--??), погиб на войне.
•    Вениамин Алексеевич Охотин (21 августа 1911 г.--1 апреля 1942 г., дер. Дубовицы Пречистенского р-на Смоленской обл.), женат на Нине Александровне Охотиной, урожд. Гусевой (10 декабря 1915 г., Ярославская губ.--4 июля 1992 г., Рыбинск), погиб на войне. Потомки в Ярославле.
•    Елена Алексеевна Охотина (3 апреля 1914 г., с. Новая Малыкла Ставропольского уезда Самарской губ.--14 июля 1994 г., Саранск), оперная певица, народная артистка Мордовской АССР. Потомки в Саранске.
•    Владимир Алексеевич Охотин (1916--1979), врач.
------------------------------------

В ЦПШ  того времени изучали  закон  Божий, церковное пение, письмо, арифметику,  чтение и историю.

Помимо основного обучения  детей в ЦПШ проводились  воскресные  собеседования со всем приходом, на предмет веры и нравственности. В таких собеседованиях  происходило : объяснение молитв, воскресных Евангелий, утренних и литургийных, объяснение праздников, а в сектантских селах - чтение противураскольнических книг.
Велись беседы о вреде пьянства с его пагубными последствиями, гнусность сквернословия, пагубность хороводов и гуляний во время праздников. Объяснялась вредная сторона посиделок или досветок, где сходятся молодые люди обоего пола. – «Тут кощунство, разгул и пьянство царствуют во всей силе. Тут-то и дети,  и девочки, как и во время престольного праздника, не стесняясь,  пьют вино. Родители все это видят, но смотрят, как на дело обыкновенное

Очень   наглядно  иллюстрирует  деятельность  священнослужителей  в сельских приходах того времени,  отчет  в  «Самарских Епархиальных ведомостях. Правда, в отчете фигурирует Охотин Павел Петрович – отец  Алексея Охотина,  во время его службы  в селе Старая Малыкла, и 20-ю с небольшим годами раньше…
Из рапорта священника  Мелекесского посада Алексея  Люстрицкого   за 1978 год  в Самарскую Епархию,  о благосостоянии церквей на предмет воскресных собеседований  о вере с прихожанами Ставропольского уезда:
«Священник села Новая Бесовка о. Ястребов разнообразит воскресные собеседования песнопениями, притом в пениях участвуют все присутствующие на собеседовании.
Священник села Старая Малыкла о.Павел Охотин объясняет события из св. истории посредством
туманных картин. Для этого он приобрел оптический ящик, или камер-обскуру, снимает с лицевой библии Шнорра рисунки на стекло и затем, посредством,  так называемого волшебного фонаря, передает
изображение на полотно в увеличенных размерах.
Каждая картинка сопровождается чтением текста из библии и словесным  объяснением прочитанного.
Таким образом, о.Охотин успел объяснить своим  прихожанам до тридцати событий из ветхозаветной истории.


Своими картинами о.Павел Охотин привлекает на собеседования,  так много слушателей, что училищное здание, где обыкновенно производятся им собеседования, часто бывает не в состоянии вместить всех посетителей.»
Из собственных записей священников, воскресные беседы велись помимо церковных
училищ в церковных сторожках, а в летнее время и в церковных оградах.

Источники: справка из государственного архива Самарской области,
сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета,

Семейный архив потомков о. Алексея (фотография).


Самарские Епархиальные ведомости за 1978 год (стр.
523-524)