?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
ШЕСТЬ ВЕКОВ НАЗАД
третий
erisow

Более 600 лет назад, 15 июня 1391года, в междуречье Сока и Кондурчи произошла грандиозная битва между монголо-татарами под предводительством Тохтамыша и казахами, киргизами, каракалпаками, ногайскими татарами под предводительством Тимура, иначе Тамерланом.
Последствия битвы столь же маштабны, как и результаты сражения в сентябре 1380 года на судьбоносном для России Западной Европы поле Куликовом, на реке Непрявде. Русь защищая себя, приняла страшный удар и выстояла, заслонив собой разрушительное продвижение кочевников  на Запад. Инерционно –захватные устремления монголо-татар переместились на Иран и Азербайджан.
Но здесь они наткнулись на мощное противодействие Тимура, основателя среднеазиатского государства Мавераннахр, со столицей в г. Самарканд и династии Тимуридов, правившей Средней Азией до конца следующего 15 века. Наиболее известным из Тимуридов, стал внук Тимура, Мухаммед Улугбек Таракай, правитель Самарканда и всемирно известный астроном.
В битве на междуречье Сока и Кондурчи решалась судьба Ирана и Азербайджана, яблоко раздора средневековых тиранов  - Тимура и Тохтамыша, десятилетием ранее друживших и поддерживающих друг друга. Полководческая звезда монголо-татарского хана здесь закатилась, а в месте с ней и глобалистические планы былого могушества Золотой Орды. Внуку Тохтамыша, Улу- Мухаммеду в Поволжье  удалось основать Казанское ханство и в 15 веке совершить ряд набегов на Русь. В состав ханства тогда входила и современная территория нашего района, лишь с 1552 года ставшая российской.
Некоторые Самарские, а вслед за ними кошкинские краеведы, предположили, что местность,  на которой расположено современное с Кошки в 1391 стала эпицентром средне вековой  битвы.
И что именно с её событиями связано   происхождение топонима «кошки». Однако,  жажда прикосновения к выдающемуся нередко ведет от миража к миражу. И редко - к подлинной истории. Предлагаем вашему вниманию размышления об этом и других эпизодах нашего районного центра – с. Кошки. Автор статьи Николай Верин – профессиональный историк.
Действительно, редким  топонимом назван наш районный центр — Кошки.
Выбором места село обязано первому российскому историку В. Н. Татищеву.  Летом 1737 года по поручению правительствующего Сената он наметил географию расселения калмыков в междуречье Черемшана и Кондурчи. Так здесь появилась одна из девяти калмыцких слобод — Преображенская. Название предложено В. Н. Татищевым. Известно, что калмыцкую столицу  в Средневолжье -  г. Ставрополь,   называемый до сих пор Тольятти, он предлагал  тогда же назвать Епифания,  с греческого — Просвещение.
На карте, составленной  в 1755 году П. И. Рычковым. калмыцкое селение обозначено абрисом православного храма и  названо «Преображенская слобода Кошки тож».
Почему слобода Преображенская, понятно. Калмыки были прозелитами. Прежде чем  стать российскими подданными, кочевники-ламаисты,  последователи Будды, приняли  крещение.
В 1739 году для них в слободе были  срублены храм Преображениня и дома.  Однако, этиеология топонима «кошки» долгое время оставалась неясной.
В  древности реал распространения топонима был обширен. Его отзвуки сохраняются в современных названиях Кош-Агач(Алтайский край), Кошехабль(Краснодарский край),
Кошкупыр (Хорезмская область). Кошкар (Гурьевская область)
 Идентичные топонимы употреблялись в Поволжье и Приуралье.  В Симбирской губернии — д. Кошкильдино Деяновской   волости Курмышского уезда,  д.  Кошкувай  Дрожжановской волости  Буинского уезда. В Казанской губернии — д.  Кошки под Тетюшами. В Вятской  губернии с. Кошки назывался волостной центр Малмыжского уезда.  Кошкино-Крым называлось одно из южно-русских поселений в Крыму. Наконец. Кошкар (Кшкар) (называется татарский поселок в Кошкинском  районе.
Южно-русское «кош» употреблялось в значении  «пастушеский стан, стоянка кочевников, казачий лагерь». Тюркские  «кош» — «войлочная палатка»- (башкирск), «стоянка» (балкарское), «шалаш» (чувашск).  На идентификации Тюркской семантики корневого фрагмента «кош»  в  топониме «кошки» с эпизодами битвы Тимура (Тамерлана,  Темир-Аксака-) и хана-Тохтамыша на Кондурче в июне 1391 года, самарский краевед  Е. Ф, Гурьянов - предложил занимательную версию происхождения топонима и исторической географии битвы.
Битва была крупнейшим событием в истории средневековой Евразии. Одиннадцать лет спустя после Куликовской битвы (1380г). Кондурча подхватила эстафету Непрядвы. Войска татаро-монгольского хана Тохтамыша потерпели здесь второе сокрушительное поражение, предопределившее  развал улуса Джучи (Золотой Орды). Место битвы в арабских источниках называется неопределенно  —  Кундуз,   Кундузча, Кундзуча. Ясно, что  ввиду  имеется современное Прикондурчевье. Тюрско-булгарский  гидроним -кондур ча». «кундузча» — «река бобров»  один из самых древних гидронимов Средневолжья. В  транскрипции «кюнджюля»  он впервые, зафиксирован в дневниковых записках путешествия в страну волжских булгар исламским миссионером из Багдада Ахмедом  Ибн  Фадланом в  922 году. Но Прикондурчевье обширно. Река  Кондурча протянулась с востока на юго-запад более, более чем на 370 километров. Это обстоятельство затрудняет  географическую  версификацию сообщений арабских писателей Низам-аддин-Шами, Гий-ас-аддин- Али, Шариф-аддин-Иезиди, составивших историю побед Тимура, повелителя средневекового Мавераннахра со столицей а Самарканде.
Переводчики и комментаторы сделанных В.Г.Тизенгаузеном извлечений из персидских сочинений А. А. Рамаскевич, С. Л. Волин, А. А. Семенов не решились уточнить современные географические координаты сообщений летописцев Тимура, На основе   анализа этих источников  историкт  Б. Д. Греков и  А. Я. Якубовский предположили места битвы  1391 года  долину  Кондурчи  ошибочно посчитав ее притоком Черемшана.  В исследованиях среднеазиатских и казахстанских  историков местом битвы называется неопределенно обширный регион  от Самары  до Чистополя(Татарстан). Конкретно по этой проблеме  высказались самарские историки: битва произошла в мездуречье Кондурчи  и Сока. Однако  попытки обнаружить следы сражения на местности в Красноярском, Сергиевском и Кошкинском районах, предпринимаемые самарскими  археологами, до сих  пор безрезультатны. Тем не менее, предположение о месте  битвы в междуречье Кондурча  -  Сок,  на левобережье  Кондурчи, наиболее логично соответствует контексту арабских  источников.
Самостоятельное прочтение письменных, картографических и топонимических источников предпринял краевед Е. Ф. Гурьянов. Он преследовал ту же цель – установить место битвы и прояснить сематику необычного топонима «кошки». Не от домашней и не от дикой же кошки – справедливо отвергнув фаунистическое происхождение топонима заметил краевед Е Ф Гурьянов.
Исходя из тюрской  сематики фрагмента «кош» в топониме «кошки» - кош, кошара – стоянка пастухов, военный лагерь и кошун(монг) – воинское подразделение, он предложил, что в топониме закодирована память волжских булгар о командном пункте Тимура, «зонт, палатка и устланный коврами шатер, который стоял «где-то западнее нынешнего села Кошки».
Правда, уточнил краевед «короткое время». Таким образом, в его руках оказался, якобы, ключ к решению обеих загадок. Почти волшебный, ибо решает их разом. Генезис топонима «кошки» от коша Тимура: Раз. Современная география топонима, подобно дорожному знаку, указывает место средневековой битвы, в  эпицентре которой оказываются те же Кошки. Два.
Правомерность своего предположения автор версии продемонстрировал на примере осуществленной реставрации  сематики топонима «сентимир». Село и речка с таким названием существовали когда-то на территории Ново-Малыклинского района Ульяновской области.
Достаточно ли этих весьма умозрительных оснований, чтобы считать их мемориальными антропонимами Тимура? Едва ли.
В Приволжье  сходных гидротопонимов немало. И тюрских, и финно-угорских.
В «Книге побед» Шериф – аддин- Иезди об эпизоде, на основании которого, видимо, составил свою версию краевед Гурьянов рассказывается так: «В понедельник 15 реджаба793 года(15 июня 1391 года)соответствующего года барана, Тимур завоеватель в местности Кундузчалично занялся устройством войскаи приступил к приведению его в порядок. На это поле брани пришло столько неприятельского войска(Тохтамыша), что счетчик воображения не в силах сосчитать.» Историки предполагают, что в битве   участвовало до двухсот тысяч воинов с каждой стороны.В двое больше, чем на Непрявде. «Тимур-завоеватель,  повествует далее арабский летописец – под влиянием высоты значения и величия своего сана и по крайней храбрости и отваге своей, приказал своему войску сделать привал  и разбить палатки(разрядка моя)
Увидев это Тохтамыш был поражен полным самообладанием и чрезвычайной отвагой победоносного войска (Тимура) и равнодушием к неприятельскому».
Читатель сам может судить, с какой степенью определенности можно предполагать, что арабский писатель имеет в виду местность «западнее нынешнего села Кошки».
Свои предположения самарский краевед проиллюстрировал стилизированной картой-схемой битвы. На ней обозначен и воображаемый кош Тимура, и направления атак его корпусов, и бегство Тохтамыша из под столь же воображаемых Кошек. Насколько правомерны эти предположения? Вероятно, на столько, на сколько, допустим, правомерно предположение  коша Тимура в местечке Кошкар(Кшкар), поселении потомков волжских булгар – татар. Поселок располагается в 25 км от Кошек на северо-восток на левобережье Кондурчи.
Этот-то топоним, очевидно, тюрский. Но его версификации автор почему-то не предположил. Поселок оказался обделенным славой Тимура. К тому же, если следовать логике, при помощи которой краевед Гурьянов «реанимировал»  тень Тимура над топонимом «кошки», то надобно упрекнуть кошкинских булгар в чрезмерно закодированном почтении к имени полководца, разгромившего улус Джучи. Село Кошки им следовало назвать Тимуркош или Коштимур. Или, на худой конец,  Коштимир. Наподобие Сентимира.
Ни в летописных, ни в картографических, ни в топонимических источниках информации  о Селе Кошки нет в плоть до середины 18 века. Топоним «кошки» в первые появляется на топографических картах П.И. Рычкова, составленной в 1755 году. И в связке «Преображенская слобода». Очевидно, историческая ситуация возникновения топонимов была иной. Но и об этом, к сожалению, можно лишь предполагать. Документальных подтверждений нет. По сей день значительную часть русского населения села Кошки составляют потомки старообрядцев. Часть известным образом обособлена.  Место расселения они сами называют Кулуханье. Но считают себя  кошкинцами. В этих местах они живут издавна. Откуда и когда пришли никто не помнит. Однако, историкам известно, что в северо-восточных районах области старообрядцы поморского толка появились в 17 веке. Ими были основаны села Борма и Титовка. Вероятно, в это же время здесь обосновались и кулуханские старообрядцы, с оттенком неприятия называемые светскими и церковными властями раскольниками.
Колухань – глухое, болотистое место(по Далю). В таких местах укрывались от преследователей старообрядцы. Поэтому отыскать какую-то документальную информацию об их прошлом так непросто. Слово «колухань» в старообрядческой среде имело и другое значение. Так называлось деревянное корыто, употребляемое, видимо, в ритуальных целях. Истоки религиозных верований колуханьских старообрядцев указывают на их северо-русское происхождение.
Северо-русское диалектное слово «кошки» употреблялось для обозначения песчаной или камениской ресной мели. Понятие «кошки» в северо-русском диалекте связано , таким образом, с отражением в языке некоторых особенностей природной среды. Однако, слово «кошки» в русском языке в старину употреблялось и в значенииременная плеть с несколкими хвостами(Ожегов). Поселение русских старообрядцев едино в селе Кошки. Но в восточная часть села имеет и свое название. Звучит оно по-советски оптимистично – Новый мир.
В 30-х годах старообрядческая часть села находилась в ведении Преображенского сельского Совета и называлось Преображенкой. Нов обиходе чаще всего звучит название Колуханье.
Расположилось Колуханье недалеко от впадения в  Кондурчу  речки Липовки.  Првобережье Кондурчи в этих местах лесисто, с заливными лугами. Есть в речках перекаты и песчаные отмели, и галечное речное дно. Словом, Кошки. Может быть это и есть искомая сематика? И тогда название села – плод творчества русских крестьян-старообрядцев.
О событиях 30-40х годов 18 века, времени первого документально зафиксированного упоминания о с. Кошки, рассказывается в эрзянской фольклорной песне, записанной в прошлом веке в эрзянском селе Средней Бесовке. Кстати, это село близко упоминавшемуся Сентимиру.

Калмыки дерутся с Кошкинскими
Из-за этого дерутся они ругаются?
Нет у Кошкинских земли пахать,
Нет у них и лугов косить -
Из-за этого дерутся они с ногаями,
Дерутся за волосы до крови


То ли В.Н. Татищев осматривая летом 1737 года Прикондурчевье, по бездорожью не доехал до Колуханских мест? То ли почему-то умолчал, что здесь не безлюдно? Остаётся лишь гадать.
Однако, когда на дарованных правительством землях Преображенской слободы появились калмыки-прозелиты, обнаружились конкуренты – Кошкинские, как  рассказывается в песне.
Тогда ими могли быть только русские крестьяне-старообрядцы. Они были не робкого десядка.
И калмыкам не уступили.
В 1769 году, указом Екатерины II, после вступления на престол проявившей большую лояльность к «раскольникам», чем ее предшественники, была определена грань земельных и луговых угодий кошкинских крестьян. Инцидент был исчерпан.Текст указа не сохранился. Но кошкинские старообрядцы, ставшие позже удельными крестьянами династии Романовых, упоминали о нем  в одном из ходотайств В Самарском по крестьянским делам присутствие в 1866 году.
Они писали, что копия указа в Удельной конторе. Архивные изыскания в Симбирских и Самарских фондах, к сожалению, не увенчались удачей.
Текста обнаружить не удалось. Но первыми кошкинскими, полагаю, были именно колуханские крестьяне-старообрядцы. Вероятно, и название села Кошки – плод их разума и чувственного восприятиянеброской, но милой сердцу округи.</span>
-------------------------

----------------------------------------------------------------------
 Николай Верин, историк. Самара 1992 год.
(опубликовано Маяк Ильича 9.06.92г. №57; 8061)

------------------------------------------------------------------------------------------------

Антропоним – личное имя, фамилия, прозвище.
Топоним – название местности.
Гидроним – название водного объекта.
Этнология – выяснение значения частей слова(топонима, антропонима, гидропонима) причин и условий его образования.
Этимология – происхождение слова(топонима).
 




  • 1
(Удалённый комментарий)
Первое эрзянское поселение на территории Кошкинского района образовано в 1693 год(РГАДО)
Беглая эрзя обосновалось на лесистом берегу Кармалки. На месте нынешнего села Кошек, в то время, была ногайская дикая степь. Эрзя никогда не претендовала на эти территории или на название.
Название села Кошки от Тамерлановского коша небезуспешно продвигал местный кошинский краевед и профессиональный историк Арнольдов.
Я , кстати, на его стороне в этом споре.

(Удалённый комментарий)
А какие должны остаться следы?

(Удалённый комментарий)
Олег, я мало что понимаю в археологии, но позволю себе порассуждать.)

Мне кажется сама земля не везде одинакова. Вот зарой в кошкинском районе, к примеру, гвоздь.
И через год, уверяю, от него мало чего останется. А у меня на даче под Энергетиком, ботва сорняков закопанная в землю не перегнивает. Как-то так вот…
И второе. А почему не предположить, что все доспехи т оружие с трупов не растащили кочевники, не принимавшие участие в битве. А пришедшие позже на то место поживиться. Не ахти какие богатые были те чабаны.


(Удалённый комментарий)
Что-то не уверен,что татары своих лошадей к овсу приучали.
А вот подножный корм, от такой орды подъедался наверно за сутки стоя на одном месте.)

Тяжелая утрата

Сегодня, мне сообщили,Арнольдов Николай Анатольевич, скончался, остановилось сердце.
Глыба человечище, замечательная личность, кандидат исторических наук, до последнего дня преподавал в местной школе.
Светлая ему память...

  • 1